|
|
|
|
|
В 2007 году наша Березовская школа отмечает юбилей – ей исполняется 120 лет.
Вспомним прошлое школы, ведь помнить прошлое – это значит лучше ценить настоящее. В истории нашей школы отразилась история многих сельских школ.
В прошлом население села Березово было сплошь неграмотным.
Несколько стариков, знающих славянскую азбуку, учили желающих детей читать. Эти старики и были первыми «учителями». Освоить славянскую азбуку было трудно, поэтому немногие её и познавали. Каждая буква носила свое условное название. Например, буква «А» произносилась аз, «Б»- буки, «В» -веди, «Г»-
глаголь, «Д»- добро, «Е»-есть, «Ж» - живете. Чтобы прочитать слово ДОМ, ученик должен произнести: добро-он-мыслети и потом прочесть – ДОМ. Читали сразу книгу «Ангельский склад», которая долго еще была пособием в ШКОЛЕ ГРАМОТЫ, которая открылась в Березово в 1887 году . Эта школа и служит прародительницей современной Березовской школы.
В ШКОЛЕ ГРАМОТЫ обучали уже не старики, а псаломщик или дьякон. Учились больше мальчики. Крестьянин рассуждал так: «Девке грамота ни к чему, а парень может писарем стать».
Специального здания для школы не было. Учились в наемной избе, несколько лет даже в поповской малухе. Одна из первых учениц того времени Кердешова Аграфена Ивановна рассказывала: «Учились мы у попа в малухе. Девочек ходило мало. Учились читать по-славянски, писать и считать. Кто сколько хотел, столько и учился. Не выучил урок – в угол на колени, на горох, а то и по голове линейкой. Пели молитвы, псалмы. У кого хороший голос записывали в церковный хор». Несмотря на все трудности обучения, многие успешно заканчивали ШКОЛУ ГРАМОТЫ, осваивали грамоту и выходили в люди.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Годы войны 194 года (Первой мировой), революции и гражданской войны сильно повлияли на экономику страны.
Кроме того, 1921 год был неурожайным. Голод захватил всю Челябинскую область (Березово в те годы относилось к Челябинской
области). Эти обстоятельства очень отразились и на народном образовании.
10 сентября 1922 года в Березовскую школу от
уполномоченного ГУБОНО поступила директива такого содержания: «Все работники школы с 19 сентября 1922 года считаются со
службы уволенными. Учителями будут считаться только те работники, которые будут вновь зачислены на государственное
снабжение и в школах на договорных началах, остальные считаются безработными». Данная директива была обсуждена на
собрании граждан с. Березово.
Граждане села решили школу не закрывать, а взять учителей первое время на свое содержание, как
бы ни было трудно. Одновременно было возбуждено ходатайство перед челябинским ГУБОНО о зачислении школы на
государственное снабжение. В то время школой заведовал Камышев Ефим Кузьмич, учителями были Пахтусова (Карачкова)
Татьяна Иосифовна и Притчина (Кузнецова) Антонина Акимовна. Все учителя были местные. Школа была оставлена на
государственном снабжении.
Школа в это время перестраивалась: стабилизировалась программа, шла подготовка ко всеобщему четырёхлетнему обучению
детей. Прибывали ученики. Требовались кадры. Правительство призывало учителей на работу в школы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1934 году в селе была открыта семилетка. Старое каменное здание уже не отвечало условиям семилетней школы.
Возникла необходимость расширить школу. К бывшему поповскому дому пристроили зал и две классных комнаты (и это здание
до сих пор живо, до прошлого года в нем располагался магазин «Березка», а сейчас это - жилой дом).
Заведующим школой и
организатором строительства был учитель Викторов Иван Лаврентьевич.
На смену И.Л. Викторову, который был учителем начальных классов, приехал новый директор Фёдоров Александр Тимофеевич.
С образованием и опытом. Он оказался прекрасным хозяином и хорошим преподавателем русского языка и литературы.
Появились учителя – предметники: Банников Михаил Никандрович, молодой и толковый преподаватель немецкого языка и
биологии, Дружкова Панна Яковлевна – преподаватель географии. Они полюбились учащимся живыми увлекательными
уроками.
Школа набирала силу. Уже в то время ставился вопрос о политехническом воспитании учащихся.
В условиях сельской школы
осуществлялась работа на школьном учебно-опытном участке согласно требований программы во всех классах. Руководителем
этой работы был биолог М. Н. Банников. В классах появились календари погоды. Каждый класс имел свои опытные грядки и в
соответствии
с программой сеяли культуры. Школа всегда была участницей сельскохозяйственных выставок на августовских конференциях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лето 41 года. Идут экзамены. При входе в школу висит плакат «Тихо. Идут экзамены». В зале и классах букеты. Сдает
седьмой комсомольский класс. Вместе с ними переживает их классный руководитель Кузнецов Терентий Спиридонович. Это был
последний мирный выпуск семиклассников.
Никто не думал, что многих унесет война. В классе было 9 мальчиков и 11 девочек.
Все мальчики ушли на войну и только двое вернулись в родное село. Воевали и две девочки из этого класса. Воевал и классный руководитель.
Среди учителей первым был мобилизован директор школы Банников М. Н., затем Сапогов В. М. и Кузнецов Т. С. Директор школы Банников М.Н. погиб, как погиб и бывший до него директор Федоров А. Т.
И остались практически одни женщины в коллективе: Карачкова Т.И., Петрова П.П., Вострякова Н.Ф., Притчина А.А., Сапогова П.М. Клещева М.П., Ездина А.А. Школу приняла Кузнецова А.А. Мужчины-учителя Камышев Е.К. и Булков Д.В. Пополнение сделали из нескольких учителей, эвакуированных из Москвы. Коллектив учащихся школы пополнился до 300 человек за счет эвакуированных детей.
Школа работала в две смены.
Дети-школьники вместе с учителями выходили летом на поля. Сначала прополка, затем сбор колосков, а там и уборка урожая.
Старшеклассники работали наравне со взрослыми. Картофельное поле с весны закреплялось за школой. Наряда на работу никто не ждал. Учителя и зорьку встречали у колхозных складов. Всю ночь гудели веялки. Школа работала по строгому учебному плану.
Для учащихся были организованы горячие завтраки из овощей со школьного огорода.
Незабываемые картины военных лет! Вот оно необъятное картофельное поле. Всюду мелькают маленькие детские фигурки.
Руководят комсомольцы. Норма немалая - 50 вёдер в день. Мелькают красные галстучки пионеров. Всем хочется быть первыми.
Учителя вместе со своими учениками. Над полем во время отдыха звучит знаменитая подружка – песня: «Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал». Старшеклассники после экзаменов шли уже в тракторные бригады, работали наравне со взрослыми: пахали, боронили,
семиклассники садились на трактор. Работы всем хватало.
А как самоотверженно работали тимуровские отряды! Они шли в семьи фронтовиков, одиноких матерей. Пилили дрова,
расчищали снег, неграмотным помогали писать письма. А главное они отдавали свое душевное тепло.
Ежедневные сообщения с фронтов получали из райцентра по телефону и опять учителя первыми доносили известия до каждого человека. Замирали сердца, когда получали тяжёлые известия.
Но вот стали приходить с фронта радостные вести. Каждому стало ясно – близок конец войны. Каждое слово с фронта немедленно доводилось учителями до народа.
Пролетели первые листочки календаря в мае 1945 года. Необыкновенным листком, запомнившимся всем навсегда, стал День 9-го Мая. День Великой Победы над врагом. Сама не своя бежала дежурная сельсовета Потапова Александра Васильевна и громко кричала: «Война окончена! Война окончена!» В глубоком молчании стояли люди во дворе сельсовета, вслушиваясь в короткое сообщение секретаря парторганизации Кузнецовой А. А. Длинных речей в этот раз не было. Самое главное сказано.
Враг побеждён и не льётся больше кровь родных людей, кто-то всхлипнул … И безмолвие кончилось, каждый вспомнил о своем, и горе вылилось в горячих слезах.
В школе тоже провели торжественную линейку с учениками о ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ над врагом, спели гимн Советского Союза. Это должно было запомниться детям на всю жизнь. Каждый из учителей думал, что для такого торжественного радостного дня стоило жить и бороться, стоило перенести любые испытания .
|
|
|
|
|
|
|
|