МОУ "Берёзовская основная общеобразовательная школа"Фотография

Кислицына Нелли Анатольевна русская мартешка5 класс  
   
   

:Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Русская матрешка.

 

Цель:

1.Образовательная:

  • научить выполнять роспись матрешки;
  • познакомить с краткой историей создания русской матрешки.

2. Развивающая: развивать

  • интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
  • творческие способности в составлении композиции;
  • творческую фантазию, вызвать желание создавать красивые вещи;
  • художественный вкус;
  • эстетическое чувство и понимание прекрасного;
  • умение работать гуашью.

3.Воспитывающая: воспитывать

  • любовь к народным традициям;
  • трудолюбие, аккуратность, усидчивость

 

Оборудование:

  • слайды с изображением матрешек;
  • подлинные изделия;
  • веселая народная музыка;
  • гуашь;
  • кисти;
  • тряпочка;
  • баночка с водой;
  • карандаш.

Ход урока.

 

1.Организация.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

 

2.Сообщение темы и цели (слайд №1).

(слайд №2) Погляди скорее-

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –

Русские матрешки.

(слайд №3) Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

(слайд №4) Тема нашего занятия «Русская народная матрешка». Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми приемами украшений.

Наша задача украсить готовую глиняную матрешку.

3. Знакомство с новой темой.

Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет. Откуда же появилась эта дивная кукла?

Идея создания разъемной игрушки- куклы бала заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас (слайд №5). Прообразом нашей матрешки послужила разъемная японская игрушка – Фукурума, добрый лукавый старичок. Форма Фукурумы походила на цилиндр с округленным верхом, в самой большой находилось 2-3 вкладыша.

В 90-е годы 19 века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска Василий Петрович Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный художник Сергей Васильевич Малютин.

(слайд №6) Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами, с черным петухом, серпом и хлебом в руках.

В нутрии самой большой куклы помещалось целое семейство мал - мала меньше. Минимальное количество кукол-вкладышей могло быть 3, известна матрешка и с 51 вкладышем.

Так русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. Имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Отсюда и пошло название – «матрешки».

Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.

Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале 20 века насчитывалось более 20 видов матрешек. (слайды №7-9) Самые известные русские матрешки семеновская, загорская, полхов-майданская. (слайд №10) Одни были «одеты» в национальные платья, (слайд №11) все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Отдельные мастера используют в росписи матрешек приемы традиционной (слайды №12,13) хохломской росписи, городецкой. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», (слайды №14,15) матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех» (слайд №16). Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина.

(слайд №17) 4. Самостоятельная работа.

- Ребята вы должны расписать готовую матрешку, используя любую роспись.

Приступаем к работе.

5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы украшали матрешку. Посмотрите, какие разнообразные матрешки у нас получились, не похожие одна на другую.

Анализ работ уч-ся:

1. Способ композиции.

2. Отметить творческий подход к созданию композиции.

3. Цветовое отношение.

4. Коллективное оценивание.

Список литературы

    • Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России: Учебное пособие // [текст] Н.Н. Алексахина -М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. -176с.
    • Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры // [текст] Р.А. Бардина -М.: Высшая школа, 1990. -302с.
    • Вяхи-Ильвес Л.Т. Декоративное рисование в школе // [текст] Л.Т. Вяхи-Ильвес -Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, 1960. -82с., ил.
    • Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. Основы декоративного искусства в школе // [текст] Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. -175с., ил.
    • Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков // [текст] под ред. В.А.Барадулина.- М.: Просвещение, 1979. -320с., ил.
    • Соколова М.С. Роспись по дереву (семантика уральской народной росписи по дереву): Методическое пособие № 3 // [текст] Сост. М.С.Соколова / Магнитогорский государственный педагогический институт. – Магнитогорск, 1997. – 51с.
   
Кислицына Нелли Анатольевна русская мартешка5 класс  
   
     
Hosted by uCoz